Древняя
славянская магия «русалий»
Иногда
пляска составляли главную часть магических обрядов. Так, например, было, в
древнеславянских «проводах русалок» - ритуалах, связанных с земледелием и
совершавшихся в начале лета, когда нивам нужна была влага. Русалии и были
обрядом призыва дождя и молением о будущем урожае. Игрищами русальной недели
руководили специальные «русальщики», или «русальцы». Они совершали магические
действия с водой и травами - чародейными зельями - повторяя двойственные
функции русалок.
В Болгарии так было еще в XIX веке. Дружины русальцев (от 3 до 13 человек)
переходили из села в село по кругу — так, чтобы к концу русальной недели
вернуться в то село, где проживает главарь. Дружины русальцев формировались из
местных крестьян, но принятие в русальцы было обставлено почти такими же
сложными обрядами, как и в масонскую ложу. Это связано с тем, что церковные
власти жестоко преследовали языческие культы. Для русальцев было важно, чтобы
они во всю русальную неделю не крестились и не молились по-христиански ни при
каких обстоятельствах.
Всеми делами
руководит главарь («ватафин»), которому повинуются беспрекословно. В обычной
жизни — это один из жителей деревни, но его отличает наследственное звание
главаря русальцев, полученное им от дедов и прадедов. Право наследования звания
строго ограничено. Главарь-ватафин является основной фигурой русалий; без него
русальские празднества невозможны, как невозможно церковное богослужение без
священника. Только главарь-колдун может собирать волшебные русальские травы,
только он знает все заклинания, он освящает знамя, он руководит играми, только
ему повинуются языческие божества – русалки и самовилы – полу-женщины,
полу-птицы.
Главарь выбирает
новых русальцев и посвящает их. Русальцем может быть только честный, уважаемый
человек, непьющий, хороший семьянин, здоровый, хорошо сложенный, умеющий
танцевать и прыгать. Он должен поддаваться гипнотической силе главаря, обязан
строжайше хранить русальские тайны. На сбор сведений о кандидате уходили
недели. Неофиту давали наставника, заставляли поститься 3—7 дней, после чего в
кругу старых русальцев его обрызгивали заговоренной водой со священными
травами, и он давал страшную клятву исполнять весь русальский ряд и хранить
тайну. Клятва начиналась торжественным проклятием за нарушение заветов: «Да
погаснет очаг в моем доме, пусть змеи и ящеры совьют свои гнезда в нем...», а
завершалось не менее суровой карой: «Да не примет земля мои кости...»
Перед русалиями
главарь-волхв созывает русальцев, готовит на глазах у них новое знамя из нового
полотна с зашитыми в углы священными травами (в том числе «перуника»,
названного так в честь бога Перуна), поливает знамя чародейной водой и раздает
русальцам хранившиеся у него «тояги» — священные жезлы со священными травами,
нередко переходящие по наследству от отца к сыну. В конце обряда ударом такого
жезла разбивается глиняный сосуд со священными травами. Русальцы надевают
венки, увитые самовильскими цветами, и подвешивают к поясу и к обуви звоночки,
звенящие при ходьбе и пляске. Непременный участник русалий – «свирец» или
«свирач» – флейтист, знающий особые самовильские, русальские мелодии. Самая
темпераментная заключительная самовильская мелодия в Болгарии носит название
«флоричика», напоминая о магическом смысле русалий, связанном с ростом и
урожаем.
Русальские
игры состоят в хороводах и разнообразных танцах – кружении, извивании, прыжках.
Хоровод несется в бешеном темпе, кажется, что русальцы не касаются земли. Пляска
сопровождается восклицаниями, вскриками. Устав, русальцы подкрепляют себя
чесночным настоем из магической чары. Игра завершается тем, что русальцы
доходят до исступления и падают без чувств.
По
материалам книги Б.А. Рыбакова «Язычество Древней Руси», Москва: Наука, 1987.
Источник
cтатьи: magialady.ru
|