В первой половине XIX века газеты только
и писали, что о знаменитом скрипаче Николо Паганини и его супруге певице
Антонии Бьянке. Казалось, если пара одинаково блистает талантом, то и красотой
наделена поровну. Однако портреты супругов обескураживают, более необычный союз
трудно себе представить.
В тот день сошел с ума целый
город: жители Турина чуть ли не дрались за билеты на совместный концерт
Паганини и Бьянки. Между тем, сами артисты были знакомы друг с другом лишь
понаслышке. На одной сцене они выступали впервые. Причем скрипач не любил
репетиций и встретился с солисткой только на премьере. Зато какая это была
встреча! Паганини онемел от восторга - благо, что играл, а не пел. Антониа
Бьянки обладала неземной красотой и божественным голосом. Настоящая итальянка,
страстная, колоритная, с фигурой скрипки, которую обожал маэстро. На протяжении
всего выступления он не мог отвести от нее взгляд, а в мыслях образ этой
женщины и музыка слились воедино. После концерта Паганини сделал певице
предложение.
Он пригласил Антонию в Милан для совместной работы. Она ответила лукавой
улыбкой. Перед ней стоял некрасивый мужчина, худой и нескладный, лишь чудесные
агатовые глаза выдавали в нем гения. Тот огонь, что приводил в трепет публику,
преображал уродца в божество. Певица в мгновение ока придумала забавную игру,
дабы убедиться в намерениях новоявленного ухажера. Она согласилась на
предложение.
Окрыленный удачей, скрипач отправился на гастроли. Он долго ждал весточки от
любимой, проклинал медлительность почты, сгорал от страсти и нетерпения, пока
наконец понял, что был обманут. В больших городах известным артистам легко
встретиться: маэстро искал Антонию в Турине, Флоренции, Болонье. Он находил
следы пребывания Бьянки, но не ее саму. Меняя адреса, как перчатки, коварная
женщина оставляла сообщения и передавала записки с ложными посулами. Паганини
пришлось купить собственную карету, отныне его жизнь проходила в дороге: «Если
она бежит от себя, это будет продолжаться всю жизнь. А если от меня?..» Но
знаменитый скрипач волновался напрасно. Когда Паганини добрался до Палермо,
игра была окончена.
После свадьбы артисты много
гастролировали. Антониа хотела, чтобы на афишах ее партия значилась ведущей, а
Николо числился аккомпаниатором. Он смеялся и убеждал жену, что в творчестве
нет места ревности. Возможно, в дальнейшем эти споры привели бы к разрыву, но
появилось новое обстоятельство. Бьянки была вынуждена оставить сцену.
Женщине в ее положении требовался покой, поэтому супруги переехали поближе к
морю. Тетка Антонии, у которой они поселились, очень привязалась к зятю.
Ворчливой старухе нравились его богатство и независимость, острый язык и
особенно нетерпение, с которым он ждал ребенка. Появление сына на свет привело
знаменитого скрипача в неописуемый восторг. К счастью, ребенок уродился не в
папу. С голубыми глазами и золотыми кудрями мальчик походил на библейского
херувима, Паганини же уже в этом возрасте обзывали дьяволом. Счастливый отец
все время проводил с малышом, названным в честь древнегреческого героя Ахиллом.
Вечерами они гуляли по пляжу, и местные ребятишки прибегали показывать цветных
рыбешек, причудливые водоросли, морские звезды. А потом Паганини брал скрипку,
выходил на песчаную косу и, окруженный сотнями рыбаков, давал концерт. День ото
дня Палермо нравился маэстро все больше.
Под жарким сицилийским солнцем между ним и любимой музой вспыхнула прежняя
страсть. Рождение сына преобразило обоих: они казались моложе, чувствовали себя
счастливыми и не могли и представить себе, что когда-нибудь это закончится.
Паганини не заметил, когда начались
перемены. Антониа стала грустить, жаловаться на пошатнувшийся голос, ревновать
мужа к Ахиллино. Когда-то синьора мечтала о путешествии на север, концертах в
Европе, продолжении карьеры, теперь осознала бесплодность этих надежд. Солнце
Палермо все так же грело Паганини, а ее, казалось, превращало в пепел. Ахиллу
шел четвертый год, когда праздная жизнь окончательно надоела располневшей
Антонии. Она устраивала скандалы, настаивала на переезде, угрожала разводом.
Паганини пошел ей навстречу: больше всего на свете он боялся потерять сына.
Вскоре семейство, включая тетку и теткину собачку, перебралось в Неаполь.
Маэстро всегда враждовал с католиками: отказывался сочинять псалмы, а кроме
того, нажил приличное состояние, которым не хотел делиться с папским двором.
Невозможно передать, как это оскорбляло Церковь во времена, когда ее могущество
было неоспоримо. Пока Паганини наслаждался жизнью в Палермо, вокруг его имени
сгущались тучи, большинство дверей закрылись для его семьи.
Благовоспитанная католичка Бьянки не раз корила мужа:
- Музыканты уверены, что ты вступил в отношения с нечистой силой, ведь только
дьявольская помощь дает такое могущество над инструментом. Кстати, синьор
Николо, скажите, какие струны натянуты на вашей скрипке?
- Синьора, во всяком случае, они звучат лучше, чем ваш отзвучавший голос, -
отвечал раздраженный маэстро...
Используя все возможные связи, певица устроила мужу выступление в Риме. К
полному ее удовольствию Паганини вручили орден Золотой шпоры и дюжину
рекомендательных писем. Скрипач уронил пакет с наградой и наступил на него -
Антониа в ярости ударила мужа. Великий маэстро неожиданно понял, что одинок в
своей гордости.
- Ты – мой рыцарь Золотой шпоры, -
говорил он сыну. - Его святейшество одарило трех лиц этой высокой наградой:
Моцарта, Глюка и меня. О, мое сокровище, насколько ты достойнее своего отца!
Окончательный разрыв произошел между супругами во время европейского тура. На
улицах Вены висели портреты Паганини за решеткой: он сидел с грустным лицом на
соломе, играя перед распятием и вымаливая прощение. Афиши гласили: «Спешите!
Приговоренный к смерти и спасшийся из тюрьмы великий итальянский скрипач Николо
фон Паганини дает концерт. Папа простил ему многочисленные преступления и
убийства». Это была вина Антонии, которая связалась с нечистым на руку
импресарио.
Маэстро потребовал, чтобы жена никогда больше не вмешивалась в организацию его
концертов. Бьянки вышла из себя. Столько унижений, каторжного труда, а взамен
черная неблагодарность!
- Мне все говорят, что вы безбожник! Вы отказались окунуть скрипку в святую
воду!
- Ее не для того создавал мастер, чтоб размочить в угоду попам. Я действительно
связан с дьяволом, и этот дьявол - вы, синьора!
В ответ Антониа схватила бесценную скрипку и бросила на пол с такой силой, что
оборвались струны. Маленький Ахилл проснулся и, закричав от испуга, упал с
кровати. Испорченный инструмент Паганини простил бы жене, но вывих плеча,
который получил мальчик, никогда!
Бессмертный гений и его вдова
Скоро газеты затрубили о том, что великий скрипач, одержимый бесами, выгнал из
дома жену и отобрал сына. Читатели не успели оправиться от этой новости, а уже
появилась другая: маэстро скончался, его вдова разыскивает Ахиллино. Бьянки
помчалась в Париж, чтобы забрать свое дитя, а заодно вступить в наследство. В
это время Николо, живой и здоровый, направлялся в горы отдохнуть от суеты.
Спустя некоторое время пресса опять его «убила», и Бьянки снова искала могилу,
деньги и сына. Публике Паганини воскресший был гораздо интереснее умершего.
Газеты с опровержениями выходили двойным и даже тройным тиражом, поэтому многие
сначала не поверили в настоящую кончину музыкального гения.
«27 мая 1840 года умер в Ницце знаменитый скрипач Паганини, завещав свое
великое имя и состояние единственному сыну 14 лет. Забальзамированное тело было
отправлено в город Геную на родину скрипача. Будем надеяться, что и это
сообщение, как все предыдущие, будет счастливо опровергнуто», - писала
«Музыкальная газета». Бьянки тотчас выехала в Ниццу.
Перед гостиницей, где почил скрипач, бушевала толпа. Несколько священников
подогревали народный гнев. Они утверждали, что покойник знался с нечистой
силой, отказался крестить сына и тем обрек его на вечные муки, убил собственную
жену, чтобы использовать ее жилы в качестве струн, и теперь скрипка поет
голосом Бьянки.
- Он умер без покаяния, как собака, - вопила разъяренная толпа. - Где он?
Покажите нам это чудовище! Его труп оскверняет наш город!
Они были готовы разнести в щепки последний приют музыканта. Ахиллино был
напуган до такой степени, что бился головой об стену с пеной на губах.
Синьора Антониа тщетно умоляла священника совершить последний ритуал над
покойным. Ненависть церковников была столь велика, что его отказывались
похоронить. В критическую минуту, когда зазвенели разбитые камнями стекла,
Антониа вышла на улицу:
- Тише! Вы видите, что ваше волнение напрасно: я жива, мой покойный супруг не
делал скрипичных струн из кишок своей жены. Лишь по недосмотру докторов он не
смог причаститься и воссоединиться с церковью. Я прошу вас разойтись и не
тревожить праха усопшего.
И толпа послушалась ее. Бьянки защитила тело мужа от поругания, исполнив свой
последний долг. Она знала, что великий скрипач любил ее даже в годы разлуки,
хотя так и не сказал «прости».
|